Йога и буддизм: сравнение

Йога и буддизм
Йога и буддизм

Как часто , вы слышите вопрос :«О, ты занимаешься йогой. Значит, ты буддист? »Йоги часто слышат этот вопрос. Поэтому мы спросили себя: в чем сходство и различие между йогой и буддизмом?

Положа руку на сердце, у вас дома тоже есть Будда? Потому что он так уютно улыбается, как украшение или потому что в IKEA было дешево? Знаете ли вы разницу между йогой и буддизмом, между мудростью и религией, между технологиями и верой?

Начнем с самого начала: являются ли йога и буддизм одновременно религиями? Йога – философское учение, буддизм – одна из четырех крупнейших мировых религий. Но: если мы предположим, что религия определяется поклонением одному или нескольким богам, тогда йога определенно может быть включена. Потому что многие традиционные стили йоги, такие как Шивананда, Кундалини или Аштанга, стремятся к союзу с божественной энергией. С другой стороны, буддийское учение отрицает существование одного бога (или нескольких). Поэтому некоторые другие религиозные представители и философы не считают ее религией.

Боги, медитация и религиозные ритуалы: сравнение йоги и буддизма.
На Западе йога в основном известна физической частью – асанами. Первоначально, однако, они имели единственную цель – оптимально подготовить наше тело к долгим часам сидения для медитации. Единственная асана, упомянутая в «Йога-сутре» Патанджали (одно из самых важных писаний о йоге), – это поза лотоса.

Фактически, учение йоги содержит сложную философскую концепцию жизни, которая возникла из индийской духовности. Это, в свою очередь, относится и к буддизму, который развился из индуизма. Йога берет свое начало в Ведах, собрании священных писаний, которым тысячи лет и которые, в свою очередь, также играют важную роль в индуизме. Прежде чем путаница закончится, давайте сделаем шаг назад:

Йога – одна из шести классических школ (даршан) индийской философии. Источники предполагают, что учение йоги зародилось около 5000 лет назад. По сей день существует очень много различных форм йоги: некоторые из них очень телесно-ориентированы (хатха-йога), в то время как другие сосредоточены на преданности божественному (бхакти-йога), знании (джняна-йога) или бескорыстных действиях (карма-йога). Однако их всех объединяет цель совершенного знания через союз тела и разума.

Буддизм, вероятно, зародился около 2500 лет назад и рассматривается некоторыми религиозными учеными, как движение за реформу ведических систем верований, к которым принадлежат йога и индуизм. Самая большая реформа здесь заключается в том, что в буддизме, в отличие от ведических систем, нет божеств в классическом смысле, как и никаких религиозных ритуалов. Однако в некоторых буддийских школах сохранились индуистские ритуалы, такие как ритуальные подношения буддийских статуй. Итак, буддизм возник из индуизма, но без поклонения индуистским божествам. Для йогов, с другой стороны, некоторые индуистские боги часто играют роль, особенно Шива, Брахма и Вишну. Бхагавад-гита, одно из важнейших писаний йоги, даже призывает к «преданности Богу» – даже если многие современные учителя йоги заменяют секуляризованное слово «Бог» словом «высшая сила».

Мировоззрение в йогическом и буддийском учении
Дхарма: Закон природы существует как в йоге, так и в буддизме.
В обеих системах вся вселенная лежит в основе Дхармы, закона природы или принципа истины. Йоги понимают дхарму как этику и, следовательно, то, как мы, люди, должны себя вести. В буддизме Дхарма означает, помимо этого универсального принципа, учение Будды, то есть основную теорию Четырёх благородных истин (1. Жизнь означает страдание. 2. У страдания есть причина. 3. Мы можем искоренить эту причину 4. Есть способ искоренить эту причину.).

Ахимса: йоги и буддисты стремятся к жизни без насилия.
Этические и моральные основы обеих систем очень похожи: и йога, и буддизм в основном направлены на то, чтобы делать добро и проявлять сострадание ко всем существам. Это включает ненасилие, ахимсу. Вот почему есть много вегетарианцев и веганов как среди йогов, так и среди буддистов: сострадание в обеих философиях дается всем существам в мире – животным и людям. Однако, помимо отказа от убийства, отказ от воровства ,также является одним из моральных принципов.

Карма: принцип причины и следствия играет важную роль для йогов и буддистов.
Концепция кармы также существует в обеих традициях. Однако в йоге сила кармы создается Богом, в буддизме сила принципа причины и следствия работает сама по себе. Еще одна общая черта: в обоих учениях карма выражается в последовательности перерождений.

Отпускание: последователи йоги и буддисты проповедуют непривязанность
Йога и буддизм также разделяют идею непривязанности. Обе философии направлены на отпускание эго и осознание того, что эго или связанные с ним негативные чувства, такие как жадность и зависть, вызывают страдание. В буддизме это знание принадлежит к четырем благородным истинам. Чтобы избежать этих страданий, буддисты практикуют упражнения Благородного Восьмеричного Пути. Это включает, прежде всего, медитацию и внимательность – также два важных столпа учения йоги.

Просветление: йоги стремятся к самадхи, буддисты – к нирване.
И йоги, и буддисты стремятся к просветлению. В йоге просветление – самадхи – является целью и последним шагом восьмеричного пути к Патанджали. Самадхи – это уровень сознания, который полностью выходит за рамки обычных состояний, таких как бодрствование или даже сон. Это выше всего, что мы можем воспринимать своим нормальным сознанием.

В буддизме целью является пробуждение – бодхи. Полное понимание благородных истин, а также интенсивная практика медитации приводят к выходу из цикла жизни и страданий (сансары) и достижению нирваны. Нирвана – это наивысший возможный уровень сознания буддиста, сравнимый с самадхи в йоге. Всякая привязанность к мирским идеям и эго угасает.

Различия между йогой и буддизмом.
Таким образом, между йогическим и буддийским учениями есть некоторое сходство, которое связано с общим происхождением индийской духовности и примерно схожими мировоззрениями. Однако, если вы внимательно посмотрите на обе концепции, вы заметите некоторые важные различия.

Концепция Бога: некоторые йоги верят в одного или нескольких богов, буддисты отрицают их существование.
Возможно, самое важное отличие, которое мы уже заметили, – это то, как мы взаимодействуем с Богом. Преданность божественному играет важную роль в йоге. Жест приветствия «Намасте», который характерен для нас, йогов, уже показывает это. В буквальном переводе с санскрита это означает: «Божественное во мне приветствует божественное в вас».

С другой стороны, буддизм отрицает существование каких-либо богов. В некоторых (особенно более современных) традициях Бог используется как синоним Будды. Однако на самом деле это не так. «Будда» означает «пробудившийся» и в первую очередь означает основателя религии Сиддхартху Гаутаму, жившего в северной Индии (современный Непал) в V или VI веке до нашей эры. В дополнение к историческому Будде, буддизм также поклоняется другим «пробужденным» людям (также известным как «бодхисаттвы») в качестве модели для подражания, а не как всемогущих существ, как в случае с богами. Это включает, например, Зеленую Тару, которая играет важную роль в тибетском буддизме.

Я: йоги стремятся к Высшему Я, буддисты стремятся к пустоте.
Эти концептуальные различия также очевидны в концепции «я» и «не-я». Йоги исходят из ведической концепции «я» (Атмана), то есть индивидуальной души по отношению к Брахману, мировой душе. Буддизм полностью отвергает эти космические принципы. Буддист видит ведическое или йогическое «я» только как идею или как мысль, то есть нечто несуществующее, потому что в принципе это только дальнейшее развитие эго. В его уме есть только наша истинная духовная природа, пустота. Йоги, с другой стороны, видят в Атмане истинное «Высшее Я», освобожденное от эго и мирских влияний, которое должно слиться с Брахманом. По сути, это скорее концептуальная разница, потому что и йоги, и буддисты стремятся к просветленному или пробужденному уму без эго.

Медитация: важный инструмент для йогов и буддистов, но с разными целями и техниками.
Медитация, вероятно, является самым важным общим в практике йоги и буддизма. Из-за различных целей (даже если они только семантические по своей природе) и, следовательно, техник, медитация также является одним из самых больших различий: в то время как йоги медитируют на высшем я и стремятся слиться с божественным, буддисты медитируют на не-я и стремились к полной пустоте. Различные космические и философские принципы обеих концепций делают большую общность медитации решающим различием.

Могут ли йоги тоже быть буддистами?
Обе философии проповедуют сострадание и терпимость ко всем существам. Таким образом, буддист будет так же приветствоваться в практике йоги, как йог будет в буддийском храме. Из-за схожих принципов в образе жизни и этике вполне возможно заниматься йогой и одновременно быть буддистом. Это во многом зависит от того, насколько глубоко вы хотите вникнуть в детали обеих концепций. Если на практике вы в первую очередь озабочены проявлением сострадания ко всем существам и стремлением отрешиться от эго и всех мирских тягот, вы можете делать это как йог, буддист или и то, и другое одновременно. Однако, если философские концепции «я» или «не-я», поклонение или отрицание божественного важны на практике, нужно будет определиться с подходом.

Но, как и многое в жизни, есть более чем одна истина – и, прежде всего, более чем один способ ее достичь. И абсолютно ничего нельзя сказать против интенсивного изучения различных философий, чтобы выяснить, какая из них лучше всего подходит вам и вашим личным целям.



Студия Йогини в гамаках

Йога для всех

Йога для всех

Контакты

  • йога адрес

    Йога Студия Йогини

    ул. Челнокова, 27,

    Севастополь Гагаринский район

    Sevastopol Gagarinsky district

    194044

    Тел. +7 (980) 642-63-47

    WhatsApp, Viber

  • Время работы: Пн-Вс с 9.00 - 21.00;

Йога СевастопольЙога в гамаках в Севастополе

АэройогаЙога Севастополь

ул. Борисова, 1/8

Йога студия Йогини