Понимание йогических концепций здоровья и болезней

Концепция здоровья в йоге

Йога – это духовная наука для комплексного и целостного развития наших физических, умственных и морально-духовных аспектов бытия. Философия йоги практична и применима в нашей повседневной жизни, было документально подтверждено, что йога нормализует физиологические функции. Йога понимает здоровье и благополучие как динамический континуум человеческой природы, а не просто «состояние», которое необходимо достичь и поддерживать. Самая низкая точка континуума с самой низкой скоростью вибрации – это точка смерти, тогда как самая высокая точка с самой высокой вибрацией – это точка бессмертия. Между этими двумя крайностями лежат состояния нормального здоровья и болезни. Для многих состояние здоровья определяется как то «состояние», в котором они могут беспрепятственно функционировать, тогда как в действительности здоровье является частью нашего эволюционного процесса к Божественности. Самая низкая точка динамического континуума здоровья с самой низкой скоростью вибрации может быть приравнена к самым низким формам жизни и минеральной материи, в то время как самая высокая точка с самой высокой скоростью вибрации может быть приравнена к Божественности.

Процесс человеческой эволюции проходит через множество форм на пути от низшего к высшему. Это путешествие очень хорошо раскрыто в стихе из Шивапуранам дравидийской культуры, который описывает эволюционный путь от неподвижного состояния камней, травы, небольших растений и деревьев до движущегося состояния червей, различных животных, птиц и змей к человеческому состоянию и, наконец, к божественному состоянию мудрецов и небесных существ (пуллаагип пудаай пужуваай марамаагип пал виругамагип паравайаайп паамбагик каллаай манидхараайп пейаайк кананггалаай вал асурараги муниварайтх тхевараайчарана челлаптхура иллапхамбара илэптхурайа

Это эволюционное путешествие было прекрасно описано суфийским Святым Руми несколько сотен лет назад. Руми в экстазе заявил: «Я умер как минерал, чтобы стать растением, я умер как растение, чтобы стать животным, я умер как животное, чтобы стать человеком, я умер как человек, чтобы стать ангелом, я умер как ангел, чтобы стать богом. Когда я умер от смерти? »

Йоги Сватмарама в «Хатха-йога-прадипике», одном из классических текстов йоги, дает нам уверенность: «Тот, кто неустанно практикует йогу, достигает успеха независимо от того, молод ли он, старый дряхлый, больной или слабый». Он дает нам гарантию того, что йога улучшает здоровье всех и предотвращает болезни, при условии, что мы должным образом соблюдаем правила и нормы (юваа вриддхо ативриддхо ваа вйадхито дурбало пи ва абхьяасаат сиддхимапноти сарвайогешватандритах – Хатха-йога Прадипика I: 64)

Йогический взгляд на определение здоровья ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов. ВОЗ также недавно предложила четвертое измерение духовного здоровья, но не смогла определить его,эти определения не нужно  путать с религией. С точки зрения йоги отрадно, что определение ВОЗ придает большое значение «благополучию», которое является жизненно важным аспектом «быть» здоровым, а также «чувствовать» себя здоровым. Нет никакого смысла в том, чтобы врач говорил пациентам, что все их исследования «нормальны», когда сами пациенты не чувствуют себя «хорошо».

Этот качественный аспект здоровья – это то, что йога и индийская медицина считали важным на протяжении тысячелетий. Определение асаны, данное в Йога-сутре как стхира сукхам, подразумевает это состояние устойчивого благополучия на всех уровнях существования (стхира сукхам асанам – Йога Даршан II: 46). Патанджали также говорит нам, что с помощью практики асан мы можем достичь состояния, выходящего за пределы двойственности, ведущего к спокойному и безмятежному состоянию благополучия (тато двандва анабхигхата- Йога Даршан II: 48)

Йога направлена ​​на то, чтобы позволить человеку достичь и поддерживать динамическое состояние сукха-стханам, которое можно определить как динамическое чувство физического, умственного и духовного благополучия. Бхагавад-гита определяет йогу как саматвам, что означает, что йога – это невозмутимость на всех уровнях. (йогастхах курукармани сангам тйактва дхананджая сиддийасидхйох самобутва саматвам йога учйате – Бхагавад Гита II: 48) Это также можно понимать как совершенное состояние здоровья, при котором физический гомеостаз и душевное равновесие происходят в уравновешенной и здоровой гармонии.

Один из основных пробелов в определении ВОЗ заключается в использовании термина «состояние», который подразумевает, что здоровье – это нечто, чего нужно достичь «раз и навсегда» без необходимости заботиться о нем впоследствии! Это определенно не так. Нам нужно продолжать работать над своим здоровьем с большой энергией и динамичным энтузиазмом на протяжении всей нашей жизни. Если здоровье следует понимать как «состояние», то его следует понимать как динамическое состояние, которое меняется изо дня в день , от минуты к минуте! Часто на самом деле поддерживать это динамическое состояние здоровья труднее, чем даже достичь его в первую очередь. Спросите любого чемпиона мира по спорту №1, и он подтвердит эту неотъемлемую истину, которая применима как к спорту, так и к самой жизни.

Йогические концепции здоровья

Йога – это прежде всего мокша-шастра, предназначенная для того, чтобы помочь человеку достичь окончательной свободы, освобождения или эмансипации. Один из важных побочных продуктов йогического образа жизни – это достижение здоровья и благополучия. Это достигается за счет правильного использования тела, эмоций и разума с осознанием и сознательностью. Это следует понимать как здоровое динамическое состояние, которое может быть достигнуто несмотря на индивидуальную карму сабиджа, которая проявляется в его генетической предрасположенности и среде, в которой он родился. Йога также помогает поддерживать  это динамическое состояние здоровья после того, как оно было достигнуто посредством дисциплинированных собственных усилий.

Структурные аспекты человека

Йога считает, что мы являемся не только физическим телом, но обладаем многогранной универсальной природой. Понятия панча коша (пять аспектов нашего существования) и тришарира (тройственный аспект нашей телесной природы) помогают нам понять нашу многомерную реальную природу, где здоровье и является результатом динамического взаимодействия на всех уровнях существования. На уровне грубого тела йога и аюрведа считают, что человеческое тело состоит из семи веществ. Эти сапта-дхату – это раса (хилус), ракта (кровь), маамса (плоть), медас (жировая ткань), астхи (кость), маджжа (костный мозг) и шукра (семя). Обе эти древние науки о здоровье осознают важность тридоши (трех юморов), баланс которой жизненно важен для хорошего здоровья. Здоровье также понимается как гармония прана-вайю (основные энергии физиологической функции), упа-прана-вайю (второстепенные энергии физиологической функции) и стабильности нади (тонких энергетических каналов) с надлежащим функционированием всех чакр (основных энергетических центров, которые могут быть коррелирует с осью психо-нейро-иммуно-эндокринной системы)

Тридоши и здоровье: теория здоровья и болезней тридоши, разработанная в поздний ведический период (около 1500-800 гг. до н.э.), является общей практически для всех индийских систем медицины. Концепция тридоши коррелирует с панча махабхутами (элементами проявленной вселенной), а также с тригуной (врожденными качествами природы). Под здоровьем понимается сбалансированная гармония трех жидкостей в соответствии с индивидуальной предрасположенностью, в то время как болезнь возникает в результате несбалансированной дисгармонии.

Качества физического здоровья согласно Йоге

Йогический взгляд на здоровье проиллюстрирован в Шветаасватара Упанишад, где сказано, что первые признаки вступления в Йогу – это легкость тела, здоровье, отсутствие жажды, ясность цвета лица, красивый , приятный голос и  запах , скудность выделений (лагхутвам арогйам алолупатвам варнапрасадам свара саустхавам ча гангхас субхо моотра пюрешам йога правриттим пратхамам ваданти – Шветаасватара Упанишад: II-13).

Хатха-йога прадипика повторяет эти качества, когда йог Сватмарама говорит: «Стройность тела, блеск на лице, ясность голоса, яркость глаз, свобода от болезней, контроль над семенной эякуляцией, стимуляция желудочного тепла и очищение тонких энергетических каналов являются признаками успех в Хатха-йоге ». (вапух кришатвам вадане прасаннатаа наадаспутатвам найане сунирмале арогатаа биндуджайогни дипанам наадиивишуддхир хатха сиддхи лакшанам – Хатхайога Прадипика II-78).

В «Йога-даршане Патанджала» мы находим превосходное описание качеств телесного совершенства (кая сампат). В Вибхути Паде сказано, что совершенство тела включает в себя красоту, грацию, силу и непоколебимую твердость (рупа лаванйа бала ваджра самханана кайя сампат-Йога Даршан III: 47). Сияние, характерное для хорошего здоровья, также упоминается, когда говорится, что глубокое сосредоточение на самане (энергии пищеварения) приводит к сиянию (самана джаят джваланам – Йога Даршан III: 41)

Качества психического здоровья согласно Йоге

Йога рассматривает не только физическое здоровье, но и, что более важно, психическое здоровье. Качества психически здорового человека (ститха-праджня) перечислены в Бхагавад-гите следующим образом:

  • За пределами страсти, страха и гнева (veeta raga bhaya krodhah –BG II.56)
  • Лишенный собственничества и эгоизма (nirmamo nirahamkarah -BG -II.7)
  • Твердый в понимании и безупречный (стхира буддхир асаммудхах –БГ – V.20)
  • Делать добро всем живым существам (сарва бхутахитератах – Б.Г., V.25)
  • Дружелюбный и сострадательный ко всем (маитрах каруна эва ча – Б.Г. XII.13)
  • Чистосердечным и искусным без ожиданий (анапекшах шучир дакшах – Б.Г. XII.16)


Центральная тема йоги – золотая середина, поиск среднего пути, постоянный поиск умеренности и гармоничного гомеостатического баланса. Йога – это «объединяющий импульс» жизни, который всегда стремится объединить разнообразные потоки в единую мощную силу. Правильная практика создает внутреннее равновесие ума, которое остается стабильным и безмятежным даже среди хаоса. Эта древняя наука показывает своим приверженцам четкий путь к «глазам бури» и обеспечивает стабильность, которая сохраняется внутри, даже когда циклон бушует извне.

Махариши Патанджали говорит нам, что мы можем обрести непревзойденное счастье, душевный комфорт, радость и удовлетворение, практикуя удовлетворение (сантошат ануттамах сукха лабхах – Йога Даршан II: 42). Эта связь становится очевидной, если подумать, но не многие связывают потребность в удовлетворении со своей жадностью ко всему и всему в этом материальном мире.

Качества духовного здоровья согласно Йоге: Бхагавад Гита также описывает качества духовно здорового человека в стихах 1, 2 и 3 главы XVI. К ним относятся: бесстрашие (абхайам), чистота внутреннего существа (саттва самшуддхих), стойкость на пути знания (джнанайога вйавастхитих), милосердие (данам), самоконтроль (дама), дух жертвенности (яджна), самоанализ (свадхьяя. ), дисциплинированная жизнь (тапа), честность (арджавам), ненасилие (ахимса), правдивость (сатьям), свобода от гнева (акродхах), дух отречения (тьягах), спокойствие (шанти), отвращение к диффамации (апайшунам), сострадание ко всем живым существам (дайа бхутешв), неприязнь (алолуптвам), мягкость (мардавам), скромность (хрир ачаапалам), сила (теджах), прощение (кшама), сила духа (дхритих), чистота тела и ума (шаучам) , свобода от злого умысла (адрохо) и отсутствие гордости (наа тимаанита).

Взаимосвязь между едой и здоровьем

Йога подчеркивает важность не только правильного питания, но и правильного количества и правильного отношения. Важность не есть в одиночестве, а также приготовление и подача пищи с любовью подчеркивается в йогической схеме правильного образа жизни. Гуна (неотъемлемая природа) пищи принимается во внимание для достижения и поддержания хорошего здоровья. Современная диетическая наука о диете может многому научиться из этой древней концепции классификации продуктов питания в соответствии с их природой, поскольку это полностью игнорируемый аспект современной диеты. Мы – то, что мы едим!

Великий тамильский поэт-святой Тируваллувар дает разумный совет о правильном питании, когда говорит: «Тот, кто ест после того, как предыдущая еда была переварена, не нуждается ни в каких лекарствах». (марунтхуена вэндааваам яаккаикку арундияту атратху поатри уннин-Тируккурал 942). Он также говорит, что жизнь в теле становится удовольствием, если мы едим пищу в соответствии с пищеварением (атттал алавуаринтху унга агдуудамбу петтраан недитху уиккум аару-Тируккурал 943). Он также обращается к йогической концепции Митахары, говоря, что «употребление среднего количества приятной пищи приносит здоровье и благополучие» (маарупаадуиллаатха унди маруттууннин оорупааду иллай уйиркку
–Тируккурал 943).

Йогические методы для достижения и поддержания здоровья: наука йоги предлагает множество практических техник, а также советы по правильному образу жизни для достижения и поддержания здоровья и благополучия. Такие практики бахиранги, как яма, нияма, асана и пранаяма, помогают восстановить физическое здоровье, в то время как практики антаранги дхараны и дхьяны работают на психическое здоровье наряду с пратьяхарой. Подробное описание этих методов и их пользы для здоровья выходит за рамки предварительного просмотра этого урока и будет подробно обсуждаться в других уроках. Здесь будет достаточно сказать, что йога направлена ​​на восстановление нормального функционирования всех систем человеческого тела с особым упором на психо-нейро-иммуно-эндокринную ось.

В дополнение к своим профилактическим и восстанавливающим возможностям, йога также направлена ​​на укрепление здоровья, которое поможет нам преодолеть проблемы со здоровьем, возникающие в течение нашей жизни. Подобно тому, как мы откладываем деньги в банке, чтобы преодолеть финансовые кризисы, мы также можем создать положительный баланс здоровья, чтобы помочь нам справиться с непредвиденными проблемами со здоровьем с более быстрым выздоровлением . Эта концепция позитивного здоровья – один из уникальных вкладов йоги в современное здравоохранение, поскольку йога играет как профилактическую, так и стимулирующую роль в заботе о здоровье наших масс и может использоваться в тандеме с другими медицинскими системами комплексно, чтобы принести пользу пациентам.

В «Гхеранда-самхите», классическом трактате по хатха-йоге, человеческое тело сравнивается с необожженным глиняным горшком, который не может вместить содержимое и растворяется, когда сталкивается с водой. Только из-за сильного тепла, генерируемого практикой йоги, человеческое тело запекается, делая его пригодным для удержания Божественного Духа. (аама кумбха иваамбхастхо джирйаманах сада гатах йоганалена самдахйа гхата шуддхим – Гхеранда Самхита I: 8)

Тирумулар дал многочисленные ссылки на терапевтические преимущества йоги для достижения и поддержания здоровья в своем монументальном Тирумандираме. Он подчеркивает концепции Свара-йоги, когда говорит: «Если поток дыхания преобладает в левой ноздре по понедельникам, средам и пятницам, телесные повреждения невозможны» (velliven thingal vilangum budanmoondrun thalli idatthe tayangume yaamaagil olliya kaayatthuk koona milaiyendru –Tirumandiram 791). Далее он описал человеческое тело как храм божественного и с почтением и заботой подчеркивал надлежащее сохранение тела. (удамбинай муннам ижуккен дрирунден удамбинук кулле юрупорул канден удамбуле уттаман коилкон даан эндру удамбинаи яанирун томбугин дрене –Тирумандирам 725). Он делал упор на очищение внутренних органов, чтобы достичь нетленного тела с совершенным здоровьем (чужаттрик кодуккаве чуттик кажийундж чужаттри малаттхаик камалаттхаип пуритху ужаттрик кодуккум убайам арвааркку азхаттритхирджумана мертхудрам-анал 72).

По словам Свами Кувалаянанды, основателя Кайвальядхамы, положительное здоровье не означает простую свободу от болезней, но это ликующий и энергичный образ жизни и ощущений, который является пиковым состоянием благополучия на всех уровнях – физическом, умственном, эмоциональном, социальном и духовном. Он говорит, что одна из целей йоги – способствовать правильной гигиене и здоровью посредством развития внутренних естественных сил тела и ума. При этом Йога уделяет особое внимание различным процессам устранения и восстановлению присущих сил адаптации и приспособления тела и ума. Таким образом, развитие позитивных способностей адаптации и приспособления, присущих внутренней среде человека, помогает ему наслаждаться положительным здоровьем, а не просто свободой от болезней. Он подчеркивает, что йога производит нади шуддхи (очищение всех каналов коммуникации) и мала шуддхи (устранение факторов, нарушающих сбалансированную работу тела и ума).

По словам Свами Кувалаянанды, йога помогает достичь положительного здоровья через три основных этапа:

  • Развитие правильного психологического отношения (майтри, каруна, мудита и упекшанам к тем, кто является шукой, духкхой, пуньей и апуньей),
  • Восстановление нервно-мышечной и нервно-железистой системы – по сути, всего тела – что позволяет ему лучше противостоять стрессу и нагрузкам,
  • Особое внимание уделяется соответствующей диете, способствующей такому пиковому состоянию здоровья, и поощрению естественных процессов выведения через различные процессы нади шуддхи или мала шуддхи.

Чтобы вести здоровый образ жизни, важно делать здоровые вещи и вести здоровый образ жизни. Современный мир сталкивается с пандемией нарушений образа жизни, которые требуют сознательного внесения изменений самими людьми. Йога придает большое значение правильному и здоровому образу жизни, основными составляющими которого являются:

  • Ачар-йога подчеркивает важность здоровой деятельности, такой как упражнения, и рекомендует на регулярной основе асаны, пранаяму и крийи. Сердечно-респираторное здоровье – один из основных побочных продуктов такой здоровой деятельности.
  • Вичар – Правильные мысли и правильное отношение к жизни жизненно важны для благополучия. Уравновешенное состояние ума достигается соблюдением моральных ограничений и этических норм (яма-нияма). Как сказал Махатма Ганди, «в этом мире достаточно для удовлетворения потребностей каждого, но недостаточно для удовлетворения жадности любого человека».
  • Ахар – Йога подчеркивает необходимость здоровой, питательной диеты с достаточным количеством свежей воды и хорошо сбалансированным потреблением свежих продуктов, зеленых салатов, ростков, неочищенных злаков и свежих фруктов. Важно осознавать необходимость саттвической диеты, приготовленной и обслуживаемой с любовью и нежностью.
  • Вихар – Правильные развлекательные мероприятия для расслабления тела и разума необходимы для хорошего здоровья. Это включает в себя надлежащее расслабление, поддержание тишины в действиях, речи и мыслях и групповую деятельность, при которой человек теряет чувство индивидуальности. -Карма-йога – отличный метод для потери чувства индивидуальности и обретения чувства универсальности.


По словам Йогачарини Минакши Деви Бхаванани, директора ICYER в Ашраме Ананда в Пондичерри, у йоги есть пошаговый метод достижения и поддержания идеального здоровья на всех уровнях существования. Она объясняет, что социальное поведение сначала оптимизируется через понимание и контроль над низшей животной природой (панча-яма), а также развитие и усиление высшей гуманной природы (панча-нияма). Затем тело укрепляется, дисциплинируется, очищается, повышается чувствительность, становится легче, наполняется энергией и делается послушным высшей воле с помощью асан. Универсальная праническая энергия, которая течет через континуум тело-ум-эмоции-дух, усиливается и контролируется с помощью пранаямы, используя контроль дыхания как метод достижения контролируемого расширения жизненной космической энергии. Внешне ориентированные чувства исследуются, очищаются, обостряются , пока, наконец, человек не сможет по своему желанию отстраниться от чувственных впечатлений с помощью пратьяхары. Затем беспокойный ум очищается,  фокусируется и укрепляется посредством концентрации (дхарана). Если эти шесть шагов полностью понять и практиковать, тогда возможна седьмая, дхьяна или медитация (состояние единения ума с объектом созерцания). Интенсивная медитация порождает самадхи, или энстатическое чувство Союза, Единства со Вселенной. Это идеальное состояние интеграции или гармоничного здоровья.

Концепция болезни в йоге

Согласно Махариши Патанджали (Йога Даршан I: 30), вьядхи (болезнь) считается одним из девяти препятствий (антарайя) к интегративному единству Йоги (самадхи). Патанджали также перечисляет такие явные симптомы, как духкха (душевная или физическая боль), даурманасья (печаль или уныние), ангамеджаятва (тревожный тремор) и шваса прашвасах (нарушение дыхания) как сопутствующие проявления психических расстройств (Йога Даршан I: 31).

Антарая являются одной из основных причин распада (вьядхи), согласно покойному доктору М. Л. Гароте, выдающемуся эксперту по йоге из Кайвальядхамы. Он описал самадхи как идеальное состояние здоровья, которое нарушается читта-викшепой (беспокойством в уме) из-за клеш и антарайей. Он также заявил, что ум ответственен за рабство и освобождение, а также за счастье и несчастье. По его словам, цель йоги – уменьшить влияние этих факторов (клеша танукаранам) и способствовать состоянию интеграции (самадхи бхаванам).

Махариши Патанджали дает нам ключ к тому, как контролировать ментальное возбуждение, советуя нам сосредоточиться на медленном и глубоком потоке дыхания, чтобы успокоить ум (праччхардана видхаранабхйам ва пранасйа – Йога Даршан I: 34). Он также советует сосредоточиться на безболезненном внутреннем состоянии сияния, чтобы достичь стабильности и спокойствия (вишокава джйотишмати – Йога Даршан I.36).

Патанджали также объяснил основную причину стрессовых расстройств с помощью концепции панча клеша (психологические расстройства). Это авидья (незнание высшей реальности, ведущее к телесной идентификации), асмита (ложное чувство отождествления), рага-двеша (пристрастие и отвращение), абхинивеша (цепляние за жизнь из страха смерти), (авидья асмита рага двеша абхинивеша клешах – Йога Даршан II: 3). Авидья как первопричина позволяет другим клешам время от времени проявляться в различных формах. Они могут быть бездействующими, ослабленными, явными или подавляющими по своей причине причинения боли и страдания. (авидйа кшетрам уттарешам прасупта тану виччинна ударанам – Йога Даршан II: 4

Как сторонник профилактической медицины, он советует нам предотвращать то, что можно предотвратить, чтобы избежать боли и страданий в будущем (хейам духкхам анагатам – Йога Даршан II: 16). Это помогает нам понять, что болезни – это не то, чего следует опасаться, а показатель того, где мы ошибались в нашем образе жизни, образе мышления или диете. Когда это делается осознанно и проводится сознательный самоанализ, это может стать стимулом к ​​здоровым изменениям, возвращающим нас на правильный путь к более счастливой и здоровой жизни. Страдание, или духкха, может стать динамичным трамплином в нашей эволюции, если мы правильно к нему относимся и не погрязнем в жалости к себе. Йога помогает тренировать весь процесс мышления, тем самым создавая правильное отношение к эволюционному росту в каждый момент нашей жизни.

Йогическая концепция здоровья и болезней позволяет нам понять, что причина физических расстройств проистекает из семени в уме и за его пределами. Адхи (беспокойный ум) является причиной, а вйадхи (физическая болезнь) – только проявленным следствием в йогической схеме вещей. Обращая пристальное внимание на личный анамнез, можно почти всегда проследить происхождение психосоматических заболеваний до моделей психического и эмоционального давления.

С точки зрения йоги на болезнь можно увидеть, что психосоматические расстройства, связанные со стрессом, по-видимому, проходят через четыре отдельные фазы. Их можно понять следующим образом:

  • Психическая фаза: эта фаза отмечена легкими, но стойкими психологическими и поведенческими симптомами стресса, такими как раздражительность, нарушение сна и другие незначительные симптомы. Эту фазу можно соотнести с кошасами виджнянамайи и маномая. Йога как терапия на этом этапе очень эффективна.
  • Психосоматическая фаза: если стресс продолжается, симптомы усиливаются, а также появляются общие физиологические симптомы, такие как эпизодическая гипертония и тремор. Эту фазу можно соотнести с кошасами маномайи и пранамайи. Йога как терапия очень эффективна на этом этапе.
  • Соматическая фаза: эта фаза отмечена нарушением функции органов, особенно целевого или вовлеченного органа. На этом этапе начинается определение болезненного состояния. Эту фазу можно соотнести с пранамайей и аннамайей кошами. Йога как терапия на этом этапе менее эффективна, и ее, возможно, придется использовать в сочетании с другими методами лечения.
  • Органическая фаза: эта фаза отмечена полным проявлением болезненного состояния с патологическими изменениями, такими как изъязвление желудка или хроническая гипертензия, которые проявляются в совокупности с вытекающими из них осложнениями. Эту фазу можно соотнести с аннамая коша, поскольку болезнь закрепилась в физическом теле. На этом этапе йога как терапия оказывает паллиативный эффект и улучшает качество жизни. Она также оказывает положительное эмоциональное и психологическое воздействие даже в смертельных  ситуациях.

Однако часто ранние стадии процесса болезни упускаются из виду, а заключительная стадия рассматривается как отдельная сущность, имеющая мало отношения к жизненным привычкам и образцам жизни. Это связано с тем, что современная медицина рассматривает только физические аспекты и игнорирует влияние панча коши и тришариры на здоровье и болезни.

Одна из основных индийских концепций причинно-следственных связей – это дисбаланс тридоши. Это можно найти во многих классических текстах Йоги и Аюрведы, таких как Шива Свародая, Сушрута Самхита, Чарака Самхита и Тирумандирам. По словам дравидийского поэта-святого Тируваллувара, болезнь возникает в результате дисбаланса тридоши (miginum kuraiyinum noiseyyum noolor valimudhalaa enniya moondru –Tirukkural 941). Вата – это энергия тела, которая движется подобно ветру и вызывает потоки в теле. Это может быть связано с нервной системой, а также с суставами, которые позволяют нам двигаться. Питта связана с секрецией желчи и является причиной жара в теле. Это энергия катаболизма, которая необходима для пищеварения. Капха – это клей, который скрепляет все вместе, и энергия анаболизма, помогающая генеративным и регенеративным процессам. По словам Марка Халперна, основателя-директора Калифорнийского колледжа Аюрведы, США, тридоша постоянно колеблется. Когда они выходят из равновесия, они характерным образом воздействуют на определенные области нашего тела. Когда вата выходит из равновесия – обычно в избытке – мы предрасположены к заболеваниям толстого кишечника, таким как запор и газы, а также к заболеваниям нервной системы, иммунной системы и суставов. При избытке питты мы подвержены заболеваниям тонкого кишечника, таким как диарея, а также заболеваниям печени, селезенки, щитовидной железы, крови, кожи и глаз. Когда капха в избытке, мы предрасположены к заболеваниям желудка и легких, особенно к заболеваниям слизистых, наряду с заболеваниями водного обмена, такими как отеки.

Тирумандирам из Тирумулара, 3000 изученных тамильских трактатов дравидийского святого, предписывает практику йоги в разное время дня для облегчения расстройств, возникающих из-за дисбаланса тридоши. По его словам, практика йоги в сумерках снимает капху, практика в полдень снимает вату, а практика утром снимает расстройство питты. (анджанам пондруда лайяру мандийиле ванджага ватха марумадди йанаттхир сенджиру каалаййир сейтидир питтарум нанджара сонном нарайтхираи насаме – Тирумандирам 727).

Согласно Шивасвародае, классическому тексту о Свара Йоге, болезнь развивается, когда свара (ровный и регулярный поток воздуха) в ноздрях не придерживается установленного времени и дня. Обычно свара течет по ноздрям определенным образом в соответствии с фазами лунного цикла. Также сказано, что если болезнь развивается из-за неправильного функционирования свары, то исправление этого сбоя может вылечить это заболевание. Также рекомендуется использование различных техник для изменения свары, чтобы пережить различные расстройства.

Йога Вашишта – великий текст йоги, описывающий причины и проявления болезней замечательным образом. Он описывает как психосоматические, так и непсихосоматические заболевания. Он относит все психические расстройства и физические недуги к пяти элементам (панча махабхута) аналогично другим системам индийской медицины. Саманья-адхиджа-вьядхи описываются как болезни, возникающие из повседневных причин, в то время как сара-адхиджа-вьадхи – это существенное заболевание, связанное с застреванием в цикле рождения-возрождения, которое в современном понимании может быть понято как врожденное заболевание. Первое можно исправить повседневными лечебными мерами, такими как лекарства и хирургия, тогда как сара адхиджа вйадхи не прекращается до тех пор, пока не будет достигнуто знание себя (атма джнана). Гуру Стотра из Вишвасаараатантры также придерживается аналогичной линии, говоря, что высшая «мудрость самого себя», полученная через Гуру, разрушает кармические оковы многих рождений (анекаджанма сампрапта карма бандха видхахине атмаджнана праданена тасмаи шригурав намах, стих 9) . Интересно отметить, что традиционная индийская мысль рассматривает само рождение ребенка на этой планете как болезнь и источник страданий! Тируваллувар повторяет это, когда говорит: «Именно знание высшей истины устраняет глупость рождения» (pirappu ennum pedaimai neenga chirappu ennum chem порул каанбадху арву – Тируккурал 358)

Йога понимает, что с физическими недугами, не имеющими психосоматического характера, можно легко справиться с помощью хирургии, лекарств, молитв, спринцеваний и изменения образа жизни по мере необходимости. Также можно использовать различные техники йоги, чтобы помочь исправить физические недуги и восстановить здоровье с помощью регенерации, восстановления сил и реабилитации по мере необходимости. Предотвращение несчастных случаев – важное преимущество йоги, поскольку лучшая бдительность, рефлексы и физическое состояние позволяют предотвратить несчастные случаи, а также избежать травм, как физических, так и психических, в результате таких происшествий.

Йога Вашиста дает подробное описание механизма возникновения психосоматических расстройств. Умственное замешательство приводит к возбуждению праны (жизненной силы) и беспорядочным потокам по нади, что приводит к истощению энергии и / или засорению этих каналов жизненной энергии. Это приводит к нарушениям в физическом теле с нарушением обмена веществ, чрезмерным аппетитом и неправильным функционированием всей пищеварительной системы. Замедляется естественное движение пищи по пищеварительному тракту, что приводит к многочисленным физическим недугам. Мы должны помнить, что этому тексту много тысяч лет, тогда как концепция психосоматических расстройств в современной медицине была реализована и принята только в последнее время. У наших древних было великое внутреннее видение, и мы должны реализовать их мечты и понять великое послание, которое они оставили человечеству.

Йогамахариши Доктор Свами Гитананда Гири, основатель Ашрама Ананда в Пондичерри, много писал о взаимосвязи между здоровьем и болезнями. Он говорит: «Йога рассматривает широкое распространение психосоматических заболеваний как естественный результат стресса и напряжения, порожденного желанием, подпитываемым современной пропагандой и злоупотреблением телом, которое со всех сторон оправдывается даже религией, наукой и философией. Добавьте к этому синтетическую «нездоровую пищу» современного общества, и вы получите возможность бесконечного развития расстройств… даже исчезновения человека из-за его собственного невежества и проступков ».

Он объясняет первопричину болезни следующим образом. «Йога, целостная, единая концепция единства, адвайтам, недвойственна по своей природе. Он предполагает счастье, гармонию и непринужденность. Болезнь возникает, когда в человеческом уме возникает двойственность или двайтам. Эта ложная концепция двойственности породила все конфликты человеческого разума и обширный список человеческих расстройств. Двойственность (недомогание) – основная причина падения человека. Йога помогает вернуть человеку его первозданную, целостную природу. Все болезни, недуги, напряжения являются проявлениями разделений того, что должно быть целостной природой человека, атмана или «Я». Это «Я» – это легкость. Утрата «непринужденности» вызывает «недомогание». Двойственность – это первое безумие, первая болезнь, необоснованная мысль о том, что «Я отличен от целого…. Я уникален. Я – это я.” Эго – это проявление болезни. Только искаженное эго могло чувствовать себя одиноким, страдать от «болезни одиночества» во Вселенной, Космосе, полностью заполненном «Я». Интересно, что одно из древнейших слов, обозначающих человека, – «безумие». Человек «безумен». Возвращение к здравомыслию, «возвращение к здравому смыслу» – это предмет настоящей йога-садханы и йога-абхьясы. Йога чикитса – один из методов, помогающих безумному человеку вернуться на путь здравомыслия. Здорового мужчину или женщину можно называть термином «йог». Очень строго сформулированное, но действительно очень правдивое заявление Льва Пондичерри!

Тируваллувар подчеркнул связь между перееданием и болезнью, сказав: «Тот, кто ест натощак, получает здоровье, а  жадный обжора остается нездоровым» (иживу ариндху унбаанкан инбампол ниркум казипер ирайянкан нои-тируккурал 946). Он также предупреждает нас, что те, кто ест сверх голода, будут страдать от неисчислимых трудностей (theeyalavu andrith theriyaan perithu unnin noialavu indrip padum –Tirukkural 947). Он советует всем врачам искать болезнь, затем искать ее первопричину и, наконец, искать лекарство от первопричины (нойнади ноимудхал наади атхутаниккум ваай наади вайппах чейал – Тируккурал 948).

Йогические методы диагностики и оценки здоровья

У йоги есть своя собственная система диагностики и оценки здоровья, которую Йогамахариши доктор Свами Гитананда Гири описал как метод самоанализа (свадхьяя), позволяющий пациентам лучше понять себя. Затем их можно стимулировать к искренней и самоотверженной попытке вернуть утраченное здоровье, счастье и целостность с помощью объединяющих методов. Двенадцать основных методов, описанных Свамиджи, включают:

  • Тригуна: Это наиболее важно, поскольку к человеку тамасического (тупого и ленивого) нужно относиться иначе, чем к раджасическому (сверхактивному) и саттвичному (спокойному и уравновешенному) типам. Западная медицина относится ко всем «демократически одинаково» и превращает простую токсичность в постоянную болезнь. Прежде всего необходимо оценить тригуническую природу, чтобы пациент смог самостоятельно вылечиться. Чем более чувствительным и развитым должен быть человек, тем более чувствительным должно быть лечение.
    -Тридоша: без оценки пациентов в соответствии с их дошей, современная медицина иссушает капху, увеличивает химическое отравление и создает условия давления, которые являются хроническими расстройствами, в то время как исходный дисбаланс доши может быть легко исправлен и сбалансирован.
  • Тривасана: психологическая подоплека личности человека представляет собой личные склонности, которые привязывают нас к колесу рождения и возрождения. Локха васана (жизненное положение), гьяна васана (уровень образования и знаний) и деха васана (привязанность  к телу). Их можно считать наиболее укоренившимися из всех состояний человека.
  • Прана: нужно определить, какая из прана-вайю активна или рецессивна, а какая упа-прана-вайю отключена, неактивна или рецессивна. Неправильное функционирование различных прана-вайю приводит к различным состояниям в зависимости от вовлеченной вайю. Например, если это самана вайю, тогда нарушается пищеварение, тогда как выделительная функция нарушается при нарушении функции апана вайю. Потеря праны – это смерть, тогда как болезнь – проявление ее неисправности.
  • Абхьяса: Дисциплинированному пациенту можно доверить выполнение указаний, в то время как недисциплинированные пациенты будут трудными пациентами, не подчиняющимися наставлениям о жизни, нарушая законы тела и, следовательно, останутся обеспокоенными, негативными и больными. Дисциплинированный человек редко болеет и обычно страдает только от невежества или авидьи. Когда правда откроется, они немедленно последуют за истиной. Большинство настоящих Гуру откажутся принимать студентов, если они не будут дисциплинированы.
  • Джива Карма: Здоровый образ жизни – это такой образ жизни, при котором следует должным образом придерживаться яма-ниямы, системы морали и этики, изложенной Махариши Патанджали. Неповиновение или отсутствие осмотрительности в следовании этим моральным и этическим принципам являются причиной многих болезней, боли, страданий и насилия. Моральная и этическая жизнь необходима для достижения и поддержания хорошего здоровья.
  • Четана: Качество мысли каждого отдельного человека имеет значение! Они идеалистичны, позитивны и общительны? Или без идеалов, сдержанных и отрицательных? Мысль является причиной всех действий тела, и это обоснование адхи-вйадхи, йогической концепции психосоматики. Христос-йог сказал: «Как вверху, так и внизу»: «Как мы думаем, так и мы становимся». Существуют опасные вйадхи-адхи, сомато – психические состояния, при которых состояние тела, в свою очередь, вызывает психические расстройства.
  • Вача: Многое можно диагностировать по тому, как человек говорит, как он произносит и излагает язык и как он передает «силу звука в речи». Утонченная речь должна приводить к изысканным результатам. Грубая и грубая речь вызывает грубую  реакцию.
  • Ахара: Поскольку еда играет важную роль в здоровье или болезни, необходимо изучить диетические привычки. Общепризнано, что диета, основанная на употреблении мяса, разрушительна, в то время как вегетарианская диета больше способствует хорошему здоровью, эмоциональному равновесию и единой эволюции. Особенно необходимо сократить вредную пищу.
  • Випарита Буддхи. У человека, умышленно злоупотребляющего табаком, алкоголем и запрещенными наркотиками, нет возможности сохранить хорошее здоровье. Также необходимо учитывать другие привычки, такие как переедание или недоедание, чрезмерная физическая нагрузка и недостаточная физическая нагрузка, а также сексуальные домогательства.
  • Джива Вритти: такие соображения, как периодичность носового цикла; количество вдохов в минуту, глубоких или неглубоких, частичных или полных; сердцебиение и артериальное давление; Регулярность мочеиспускания и опорожнения кишечника классифицируются в этой категории.
  • Санкальпа: Также необходимо исследовать устремления человека, которые могут включать только желание выздороветь. Каковы убеждения пациента? Они отрицательные или положительные? Высокая или низкая? Достаточно ли они идеалистичны, чтобы принимать помощь, предложения и духовные советы, или они из тех, кто отвергает положительную помощь. Тот, кто принимает, всегда готов слушать и предпринимает прямые действия.Применение йогических концепций в укреплении здоровья, профилактике заболеваний и лечении патологических состояний.

Осознайте свое тело, эмоции и ум: без осознания не может быть здоровья или исцеления. Осознание тела подразумевает сознательную работу тела, которая должна быть синхронизирована с дыханием, чтобы квалифицироваться как психосоматическая техника здоровья и исцеления. Психосоматические расстройства, которые являются проклятием современного мира, нельзя лечить без осознания.
Улучшите свои диетические привычки: большинство расстройств прямо или косвенно связаны с неправильным режимом питания, которые необходимо устранить, чтобы найти постоянное решение проблем со здоровьем. Одно из наиболее важных изменений в образе жизни, которое необходимо осуществить при лечении любого расстройства образа жизни, – это диета.


Расслабьте все тело: расслабление – это чаще всего все, что нужно большинству пациентов для улучшения своего физического состояния. Стресс является главным виновником и может быть причиной, отягчающим или провоцирующим фактором многих психосоматических расстройств. Доктора часто говорят своим пациентам расслабиться, но никогда не говорят им, как это делать! Расслабляющая часть каждого сеанса йоги наиболее важна, поскольку именно во время него польза от практик, выполняемых во время сеанса, проникает в каждую клетку, вызывая отдых, омоложение, оживление и реинтеграцию.


Замедлите дыхание, сделав его тихим и глубоким: быстрое, неконтролируемое, нерегулярное дыхание – признак плохого здоровья, тогда как медленное, глубокое и регулярное контролируемое дыхание – признак здоровья. Дыхание является связующим звеном между телом и разумом и является средством физического, физиологического и ментального единения. Когда дыхание замедляется, метаболические процессы также замедляются, и анаболическая активность начинает процесс исцеления и восстановления. Если дыхание спокойное, ум спокоен и жизнь долгая!
Успокойте свой ум и сосредоточьтесь на нем: ум взволнован, как пьяная обезьяна, укушенная скорпионом, говорят наши писания. Обуздать этот своенравный взволнованный ум и направить его в путешествие в наше внутреннее существо – это основа поиска выхода из «лабиринта болезней», в котором мы запутались, как муха в паутине. Работа с дыханием и сенсорный контроль – это основа, на которой может происходить тренировка ума; поэтому большое значение придается пранаяме и пратьяхаре. Только после этого практики концентрации, ведущие к медитации, могут иметь хоть какое-то применение. Просто сидеть и думать о чем-то – это не медитация!


Улучшение потока исцеляющей «пранической жизненной энергии»: улучшите поток целительной «пранической жизненной энергии» ко всем частям тела, особенно к этим больным частям, таким образом расслабляя, регенерируя и восстанавливая силы. Прана – это жизнь, и без нее не может быть исцеления. Различные прана и упа прана вайю, которые являются энергиями, управляющими различными физиологическими функциями тела, необходимо понимать и применять в соответствии с потребностями пациента. У пациентов с расстройствами пищеварения внимание должно быть сосредоточено на самана вайю, тогда как при заболеваниях таза – на апана вайю. Пятая глава Хатха-йоги прадипики содержит подробный анализ различных неисправностей вайю и их исправление.

Укрепитесь от вездесущих стрессоров: уменьшите уровень стресса, укрепив себя против различных вездесущих стрессоров в вашей жизни. Оказавшись лицом к лицу с бесчисленными шипами в лесу, можно либо потратить все свое время, собирая их один за другим, в то время как другие шипы продолжают падать, либо надеть пару обуви и пройти через лес. Разница в отношении. Выбор правильного отношения может изменить все и привести к решению проблемы, исцелив сердцевину. Стресс – это больше о том, как вы реагируете на него, чем о самом стрессоре!


Повысьте свою уверенность в себе : жизнь полна проблем, которые только для того, чтобы сделать нас сильнее и лучше. Вызовы следует понимать как возможности для изменений и решать их с уверенностью. Мы должны понимать, что у нас есть внутренняя сила, чтобы преодолеть каждый вызов, который бросает нам жизнь. Божественное – не садист, который бросает нам вызовы, выходящие за рамки наших возможностей!
Содействуйте естественному выделению отходов: способствуйте естественному выделению отходов из тела, практикуя шудди-крийи, такие как дхаути, басти и нети. Накопление и застой отходов во внутренней или внешней среде всегда вызывает проблемы. Йогические практики очищения помогают смыть загрязнения (мала шодхана), тем самым способствуя процессу регенерации и облегчая исцеление.


Возьмите на себя ответственность за свое здоровье: помните, что в конечном итоге именно «ВЫ» несете ответственность за свое здоровье и благополучие и должны взять на себя инициативу по развитию позитивного здоровья, чтобы помочь вам преодолеть трудные времена плохого здоровья. Йога возлагает ответственность за свое здоровье прямо на наши плечи. Если мы делаем здоровые вещи, мы здоровы, а если мы делаем что-то нездоровое, мы болеем. Нет смысла жаловаться на то, что мы нездоровы, когда мы были причиной нашей проблемы. Как сказал бы Свамиджи Гитананда Гири: «У вас нет проблем – проблема в вас!»


Здоровье и счастье – это ваше право по рождению: здоровье и счастье – ваше право по рождению, требуйте их и развивайте их до максимума. Это послание Свамиджи – твердое напоминание о том, что цель человеческого существования – не здоровье и счастье, а мокша (освобождение). Большинство людей сегодня настолько заняты, пытаясь обрести здоровье и счастье, что забывают, зачем они вообще здесь. Йога помогает нам вернуть свое первородство и достичь цели человеческой жизни.


Когда мы не забываем внедрять эти принципы йоги в нашу практику и помогаем нашим пациентам понять их, таким образом ассимилируя их в своей собственной жизни, мы практикуем йогу. Если не это просто Йогопатия, симптоматическое лечение состояний с использованием техник Йоги!

Искусство и наука йоги имеют безграничные возможности для решения большинства проблем со здоровьем, волнующих современное человечество. Однако мы часто неправильно понимаем эту науку и хотим, чтобы это была чудо-таблетка. Таблетка, которую мы принимаем только один раз и хотим, чтобы все проблемы растворились в воздухе! Йога – это целостная наука, и ее нужно изучать и практиковать с целостным взглядом. Целенаправленная практика йоги как образа жизни, без сомнения, является панацеей от проблем, связанных с психосоматическими расстройствами, связанными со стрессом, помогая нам восстановить наше неотъемлемое право на здоровье и счастье.



Студия Йогини в гамаках

Йога для всех

Йога для всех

Контакты

  • йога адрес

    Йога Студия Йогини

    ул. Комбрига Потапова, 14,

    Севастополь Гагаринский район

    Sevastopol Gagarinsky district

    194044

    Тел. +7 (978) 589-67-47

    WhatsApp

  • Время работы: Пн-Вс с 9.00 - 21.00;

Йога СевастопольЙога в гамаках в Севастополе

АэройогаЙога Севастополь

пр.Героев Сталинграда 33Б

Йога студия Йогини